С 01 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Новая система установления инвалидности, принятая с 2016 года, должна позволить не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку.
В 419-ФЗ вводится:
1. новое понятие «Абилитация инвалидов»
2. понятие «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида», т.е. ИПРА
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, т.е. абилитация – это когда способности инвалида формируются, а реабилитация – это условия максимального восстановления утраченного функционала.
Так же с 01 января 2016 года в законную силу вступили приказы Минтруда России № 528н от 31.07.2015 г. и № 723н от 15.10.2015 г.
Приказ Минтруда России № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» вводит новую форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
Главное изменение – это сам порядок реализации ИПРА.
Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.
Выписки из ИПРА, разработанной Бюро медико-социальной экспертизы будет направляться в ведомства, которые являются исполнителями реабилитационных и абилитационных мероприятий:
а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;
г) по социальной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
д) по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФСС.
Так в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности поступают из федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Выписки из ИПРА с рекомендациями мероприятий по реабилитации или абилитации.
В выписке указываются (статья 14):
а) наименование и адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) (далее соответственно - орган исполнительной власти, региональное отделение Фонда), в который направляется Выписка;
б) наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, направившего Выписку;
в) номер ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), номер и дату (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, согласно которому разработана данная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида);
г) заполненный раздел общих данных об инвалиде (ребенке-инвалиде) ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида);
д) заполненная таблица (таблицы) мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), исполнителем которых определен орган исполнительной власти (региональное отделение Фонда), в который направляется Выписка;
е) дата направления Выписки.
Алгоритм действий КЦСОН (отделения реабилитации инвалидов и детей-инвалидов).
1. В связи с тем, что выписки из ИПРА содержат персональные данные граждан они направляются нам по VipNet. Client у – это Деловая почта - защищенная сеть передачи данных.
2. Специалист регистрирует полученные выписки в журналах учёта.
3. В течение 10 рабочих дней КЦСОН организует уведомление граждан о необходимости обращения в уполномоченный орган для разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг в целях проведения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации.
4. Мероприятия по реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) выполняются в рамках осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг в соответствии с действующим законодательством по социальному обслуживанию граждан на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Информация об исполнении мероприятий ИПРА формируется исполнителями мероприятий по реабилитации или абилитации после их проведения отдельно на каждого инвалида (ребенка-инвалида) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы».
Сведения о выполнении или не выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида или ребенка-инвалида, предоставляются органом исполнительной власти не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА.
Причинами неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА могут быть:
1. Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель не обратился в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию независимо от организационно-правовых форм за предоставлением мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, инвалида
2. Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель отказался от того или иного вида, формы и объема мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, инвалида.
3. Инвалид (ребенок-инвалид) либо законный (уполномоченный) представитель отказался от реализации ИПРА ребенка-инвалида, инвалида в целом.
4. Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, инвалида, при согласии ребенка-инвалида, инвалида либо законного (уполномоченного) представителя на их реализацию:
Первые три причины зависят от активности самого инвалида, а четвертая причина неисполнения мероприятий зависит от доступности этих мероприятий в том или ином регионе.
Оценка результатов проведения мероприятий осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида!